Секреты и принципы Аюрведической медицины

Секреты и принципы Аюрведической медицины

Аюрведа – это часть ведической куль­туры. Она основывается на философ­ской системе Санкхья, описывающей строение материального мира, на Джьотиша-шастре, включающей биокосморитмологию и астрологию, и на ведической натуропатии (естественных методах профилактики и лечения заболеваний). Ведическая астро­логия проявляет связь человека (микрокос­ма) с окружающим миром (макрокосмом). Она рассматривает небесные тела как астро-химические объекты, влияющие и на атмо­сферу Земли, и на всё, что на ней находится. Ведическая натуропатия описывает различ­ные свойства пищи, лекарственных растений и минералов, применительно к возрасту, по­лу, типу конституции человека, месту прожи­вания, предрасположенности к тем или иным болезням, суточным и сезонным ритмам. «Всё, что окружает нас, – всё является лекар­ством, нужно только распознать его и пра­вильно использовать» – говорит аюрведиче-ский канон «Аштанга Хридая Самхита». Ведическая натуропатия исповедует индиви­дуальный подход к человеку. У ее фиторецептур сложные составы, в которых каждое растение занимает своё иерархическое место в зависимости от желания добиться того или иного эффекта. Каждое лекарственное расте­ние собирают в соответствии с космическими ритмами – лунной фазой, днем и временем суток, характером местности. Некоторые тра­вы можно собирать только два-три дня в ме­сяц или только на восходе солнца, а в другое время их эффективность значительно снижа­ется. Одно и то же растение, собранное в ле­су или у озера, на холме или на болоте, будет обладать различными свойствами.

Аюрведическая медицина исповедует холистический (целостный) подход к чело­веку.
Она рассматривает хронические бо­лезни как системные недуги, возникающие в результате поражения многих органов. Врач должен знать все разделы медицины и уметь помогать любому пациенту незави­симо от того, старик он или ребёнок, муж­чина или женщина, страдает ли у него серд­це или кожа. У каждого человека должен быть один лечащий врач, досконально зна­ющий его проблемы и наблюдающий его в течение жизни. Кроме этого, аюрведичес-кий врач ставит пациента в активное поло­жение. Он показывает лишь дорогу к исце­лению и помогает сделать первые шаги, а основной путь должен пройти сам паци­ент, строго следуя предписанию врача. Аюрведа сравнивает врача с воином: как воин, владеющий многими видами оружия, будет сильнее в сражении, так и врач, обу­чившийся многим методам лечения, быст­рее победит болезнь. В ведические време­на, кроме акупунктуры и фитотерапии, применяли массаж, кровопускание, трудо­терапию, ароматерапию, звукотерапию, хи­рургию и другие методы. Аюрведический врач в диагностике заболеваний не мог рас­считывать на биохимические лаборатории и компьютеры, поэтому он ставил точный диагноз по методу “пяти зеркал”: пульсовая диагностика, иридодиагностика, аурикуло-диагностика, диагностика по состоянию языка и кожи, что давало полную информа­цию о состоянии пациента. Этот метод позволял не только выявить болезнь в её клинической стадии, но и определить за­рождающийся недуг и предрасположенность к тем или иным заболеваниям.

Аюрведа – гибкая система. Она даёт ал­горитмы, которые можно применять в лю­бом месте и во все времена, согласно веди­ческому принципу передачи знания: деша-кала-патра («место-время-обстоя­тельства»). Это означает, что знание не сле­дует переносить механически. Его необхо­димо адаптировать к определённым географическим, климатическим, культур­ным и социальным условиям.

«Вода камень точит» – таков механизм действия многих аюрведических лекарств. Они действуют мягко, постепенно и не вы­зывают побочных эффектов, в отличие от современных фармакологических препа­ратов, которые подчас более страшны, чем сама болезнь. Аюрведические лекарства не подавляют, а активизируют механизм саморегуляции организма: они обладают очищающим и омолаживающим эффектом, они не загоняют болезнь внутрь, превращая её в хроническую, а вытаскивают её наружу, и они бьют точно в цель, уничтожая врага, а не здание, в котором он находится.

Аюрведа не рассматривает болезнь толь­ко как отрицательное явление. Болезни – это наши «учителя», индикаторы нашего эволю­ционного развития. Аюрведа не только опи­сывает глубинные принципы наших недугов, связанные с нашим образом мышления, эти­кой и поведением, но и указывает на особые «болезни-друзья», которые приходят, чтобы избавить нас от более тяжёлых недугов. Их нужно уметь распознать и не торопиться вы­гнать из тела. Например, если человек пере­несёт в лёгкой форме туберкулёз – он изба­вится от бронхиальной астмы. Этот факт был недавно подтверждён современными учёными-медиками.

Аюрведа считает, что болезнь приходит к нам, чтобы остановить ситуацию, остановить страшные последствия того, что могло бы произойти. Мы думаем, что можем де­лать всё, что угодно, но это совершенно не так. Мы – часть вселенной, мы – клеточки вселенной. Каждая наша мысль подобна се­мечку, которое мы бросаем в пространство. И в этом пространстве семя будет расти, но только в том случае, если мы будем его поливать, то есть подтверждать своими дей­ствиями. Если мы будем сеять добрые семе­на и подкреплять их добрыми поступками, прорастая, они будут изменять всё, что окру­жает нас, всех наших близких, друзей, на­цию, весь мир. Но если мы будем порождать злые семена и подтверждать их дурными по­ступками, то возникающее зло будет разру­шать и нас, и других людей. Почувствуйте, понаблюдайте, просто остановитесь на се­кунду и посмотрите по сторонам… Может быть, мы не злодеи, а просто действуем по каким-то негативным стереотипам: привык­ли кому-то завидовать, кого-то критиковать и не считать это плохим. Подумаешь, осуждаем других – что в этом особенного? И как только люди собираются вместе, начинают перемывать косточки другим. Или начинают жалеть другого человека, думая, что это хорошо. А на самом деле жалея человека, мы ограничиваем его возможности. Специальные астрологические и биокосморитмоло-гические исследования показывают, что ни один человек не является бездарным. У каждого есть талант, у каждого есть уникальные способности, но человек не знает о них или живет в таких условиях, когда эти способно­сти не могут проявиться. Поэтому он реали­зует только 4% своих потенциальных воз­можностей и очень страдает от этого. Природа его постоянно направляет: иди ту­да, иди туда, иди… Но человек ее не слышит, потому что всё время торопится – зарабо­тать много денег, получить власть… Но если человек всё-таки идет не туда, то есть нарушает законы эволюции, тогда его останавлиают.

Уменьшение оджаса ведет к ускорению старения, появленню хронических болезней и смерти. Таким образом, количество оджаса будет указывать на продолжительность молодости и жизни человека, а также его устойчивость к внешним и внутренним разрушительным факторам. Каждому человеку, заботящемуся о своем здоровье, необходимо знать, какие причини приводят к уменьшению оджаса. Наиболее сильно уменьшают оджас: потеря семени во время оргазма, тяжелый физический труд, длительное голодание, употребление наркотиков и алкоголя; а также – недосыпание, тревожные и беспокойные мысли, сухая и несвежая пища, чрезмерное воздействие ветра и солнца, беспорядочная жизнь и плохо организованное питание. Все виды физического и умственного несварения наносят ущерб Оджасу й способствуют образованию Амы (психических и физических токсинов и шлаков). Ум загрязняет тело, понуждая его к нездоровой деятельности, а тело загрязняет ум, вырабатывая Аму и лишая организм Оджаса.

Недостаток оджаса проявляется, как истощение силы в нижних чакрах, что приводит к ослабленню иммунитета й репродуктивной силы, а также – к нервному истощению. При этом ум и змоции человека становятся не устойчивыми, его раздражает любой шум, свет, в нем присутствуют страх, беспокойство, нетерпимость, бессонница, неверие в свои силы, неспособность к концентрации мысли, анализа, слабеет память, мышление не последовательно, мысли сбивчивы. Оджас дает силу сердцу, так как в основном и находится в этой области. И его недостаток приводит к различным сердечно-сосудистым заболеваниям.

Будучи очень конкретной наукой, Аюрведа дает такие же конкретные рецепти для увеличения и сохранения оджаса. Согласно наблюдениям древних мудрецов, мы рождаемся с небольшим запасом оджаса, которьй может увеличиваться или истощаться, в зависимости от того, какой образ жизни мы ведем и какие переживания получаем. Здоровая пища, хороший сон, спокойствие и приятные эмоции, трансформация сексуальной анергии – все это способствует пополнению оджаса. Среди продуктов носителями повышенного оджаса являются мед, шафран, имбирь, семена й топленое сливочное масло, на котором Аюрведа рекомендует готовить пищу. Оджас является квинтэссенцией усваиваемых нами пищи, воды, воздуха, впечатлений и мыслей.

Оджас способен накапливаться в организме. Но за всю свою жизнь, при самых больших усилиях, человек может произвести не более трех с половиной капелек пара оджаса. Их нельзя растрачивать бездумно. “Накопление знергии”, которому учат различные школы йоги, аюрведы, тантры, цигун – зто, прежде всего, накопление апара оджаса, полученного в результате пищеварения, преобразования более грубых физических энергий в более тонкие или непосредственное “добывание” его из более совершенных миров через открытие верхних чакр. Одна из главных целей адепта, состоит в трансформации и сублимации сексуальной энергии в оджас посредством ритуалов, специальных приемов и визуализации. Самым эффективным способом сохранения и накопления оджаса является воздержание от чрезмерной сексуальной активности. Мужской организм производит новое семя при каждом акте совокупления, в то время как женский рождается с фиксированным числом зародышевых клеток. Слишком частые половые контакты понижают оджас й делаюти мужчину и женщину физически, ментально и творчески слабыми и восприимчивыми к болезням. Связано это с тем, что оджас формируется шукрой – тонкой формой семени. То есть, если семенная жидкость в теле сберегается, то она на тонком духовном уровне становится оджасом. Если человек растрачивает семя понапрасну, он лишает себя творческой потенции, которая выражается либо в зачатий детей, либо в процессе творчества. Человек каждую секунду создает свое будущее посредством творческого мышления. И если этой энергии не хватает, то он становится не способным решать даже самые простые задачи, а также лишается способности духовно развиваться.

Сексуальные отношения делают человека зависимым, как от наркотиков. В ходе научного эксперимента, проходившего в рамках исследования на тему сексуальных проблем, ученые из Нидерландов пришли к однозначному выводу, что действие оргазма на человеческий мозг полностью подобно дозе героина. Нет смысла в обществе пропагандировать безопасный секс. Потому что даже если молодой человек соблюдает правила безопасного секса, начав половую жизнь, он стремится к ней вновь и вновь, делая это смыслом своей жизни. Так его сознание развращается. Если же до выступления в семейную жизнь человек воздерживается от сексуальных контактов, ему гораздо легче переносить отсутствие половой жизни. Воздержание в юности необходимо также для счастья в последующей семейной жизни. Так как мужчине не составит особого труда владеть своими чувствами, и сохранять верность своей супруге, а это основное условие для счастливой семейной жизни.

Кроме того, 16-20 лет – это очень хороший возраст, когда дается много энергии. И это тот период, когда развиваются разум, эмоции и тело. Если в это время соблюдать полный целибат, то можно дать природе возможность полностью развить свой физический, творческий и интеллектуальный потенциал.

Оджас – это великий дар Всевышнего, потому что он является фундаментом нашего здоровья. Чтобы сохранить оджас, нам приходится не только соблюдать правила здорового образа жизни, но и беречь свою духовную чистоту, духовно трансформироваться, учась контролировать свои чувства и желания. В священном писании «Бхагават Гита» сказано: «Умиротворения может достичь лишь тот, кого не беспокоит непрерывньй поток желаний, подобный рекам, впадающим в вечно наполняемый, но всегда спокойный океан. И нет мира тому, кто стремится удовлетворить свои желания».

С этой статьей также читают :

История Аюрведы
Аюрведа в переводе с санскрита означает «наука о ж...
Почему Аюрведа? 10 преимуществ Аюрведы
Здоровье, согласно Аюрведе, имеет две составляющие...
Энергии Вселенной в философии мироздания
Учение аюрведы строится на прочном философском фун...
Расаяна - омолаживающая терапия
Во всём мире врачи бьются над продолжением молодос...
Аюрведический подход к женскому здоровью
Важным аспектом состояния здоровья женщины выступа...
Праздник Дханватари Джаянти
9 ноября  в Индии отмечается праздник Дханватари Д...

Ваш отзыв




*